Казахские кочевники: путь в социализм


Просмотры: 135 / Загрузок PDF: 76

Авторы

  • Albina C. Zhanbossinova Евразийский Национальный Университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7255-2021-134-1-49-62

Ключевые слова:

коллективизация; адаптация; откочевка; голод, советскость; кочевники; микроистория.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы истории социально-экономической модернизации Казахстана 20-30-х годов ХХ века. На основе методологии междисциплинарного подхода автор выявила микросюжеты процесса насильственной коллективизации и ее последствий. Актуальность предложенного исследования заключается в необходимости выработки, платформы общепринятой исторической концепции советизации казахского аула, определение ее региональной специфики для понимания причин столь катастрофических последствий. Острие перманентного насилия казахской степи было направлено на искоренение родовых сетей казахского аула, формирование советской идентичности казахского аула. Путь в социализм разрушил структурные элементы социальной повседневности и традициональной культуры казахов. Адаптационные процессы казахского народа обусловили новые правила советского общежития, в сочетании с применяемыми стратегиями выживания и практикой конформного поведения. В основу содержания статьи положен анализ адаптационных практик казахских кочевников на документах и материалах архивных фондов. Автор показывает повседневные, индивидуальные стратегии приспособления и выживания населения, в условиях реализации программы социально-экономической модернизации казахского аула. Результатом авторского исследования стал анализ двух поведенческих уровней: бегство ‒ откочевка и приспособление, ставшие следствием экономического принуждения и разрушения социального слоя «бывших». Казахские аулы перенесли в колхоз сеть родовых коммуникаций, систему традиционных ценностей, сформировав уникальные «колхозы по-казахски». Избирательные кампании в низовой аппарат советской власти становились местом родовых баталий. Власть активно использовала внутриродовые и межродовые противоречия для реализации стратегических задач социалистического строительства. Однако, статусное ранжирование родовых структур спровоцировало неэтичные формы поведения, как доносы, подстрекательство, использование компрометирующих материалов. Документы сохранили множество микроисторий, в фокусе которых показаны судьбы людей, трагедия распада семьи, как результат конфискации, выселения и развода. Приведенные фрагменты устной истории раскрывают причины откочевки казахского аула, Резюмируя итоги, автор отметила, что с одной стороны, родовая традиционность пыталась солидаризироваться под советскость, а с другой, пыталась спастись от прямого конфликта бегством. Однако все вместе взятые адаптивные поведенческие уровни не смогли спасти кочевников от голодной смерти. «Воображаемое сообщество» казахов было уничтожено не столько родовыми противоречиями, сколько политической волей советского государства, ради формирования новой советской идентичности, нового советского общества. По пути в социализм трансформировалась историческая память, уничтожалась родовая память казахского народа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2021-03-30

Как цитировать

Zhanbossinova А. С. (2021). Казахские кочевники: путь в социализм. Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, 134(1), 49–62. https://doi.org/10.32523/2616-7255-2021-134-1-49-62

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ