Эстетизация медиакоммуникации в контексте эстетизации социальной реальности


Просмотры: 138 / Загрузок PDF: 55

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-147-2-246-267

Ключевые слова:

эстетизация; эстетика; эстетическое; социальная реальность; перцептивный, аксиологический, прагматический аспекты; медиакоммуникация, воздействие.

Аннотация

Эстетизация социальной реальности – многоплановый процесс, затрагивающий различные области социумного пространства и проявляющийся как реконструкция социальных отношений, социальных практик и знания. Несмотря на активное использование термина «эстетизация» в научном пространстве и в творческой деятельности, категориальная сущность данного термина остается неопределенной, отсутствует и единое понимание сути процесса эстетизации. В фокусе имеющихся научных исследований в этой области – частные проявления эстетизации: эстетизация политики, науки, истории, войны, насилия, смерти, эстетизация повседневности и т.д. В нашем исследовании мы обратились к историческим, гносеологическим и онтологическим основам эстетики, что позволило предложить общенаучное видение эстетизации как макропроцесса семантической реконструкции социальной реальности; разработать его трехаспектную структуру, выделив перцептивный, аксиологический и прагматический аспекты. Сформированные таким образом концептуальные основы эстетизации позволили нам далее предложить понимание актуального сегодня процесса эстетизации медиакоммуникации. Суть его – в опоре на чувствующий интеллект и умные эмоции реципиента в выстраивании коммуникативного процесса и при выборе его форм и средств. В эстетизированной медиакоммуникации визуально-чувственные и экспрессивно-эмотивные элементы доминируют над рационально-рассудочными, акцентируются образность, аффект и эффект. Создавая новые чувственно выразительные и привлекательные массовые образы, медиакоммуникация не просто модифицирует формы чувственного восприятия, но изменяет архетипические структуры современного «медийного человека» и трансформирует социальную перцепцию. Это раскрывает потенциал эстетизации в «фундаментальной идеологической реконструкции» общества (Т. Иглтон) через «эстетическую модуляцию психики» человека (Ф. Шиллер).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Arceo C. Aestheticization of violence and politics of perception // Academia Letters. 2021. URL: https://doi.org/10.20935/AL2289 (дата обращения: 20.03.2024).

Baumgarten A. Aesthetica. – Hildesheim: Georg Olms, 1961. – 629 р.

Benjamin W. Illuminations: Essays and Reflections. – New York: Schocken Books, 1969. – 278 р.

Dagalp I., Hartmann B.J. From «aesthetic» to aestheticization: a multilayered cultural approach // Consumption Markets & Culture. № 25 (1). – 2021. – Р.1-20.

Eagleton T. The Ideology of the Aesthetic // Poetics Today. – No. 9(2). – 1988. – Pp. 327-338.

Fbaul T.L. Death Aesthetization in Contemporary Artistic Practices // Arte, Individuo y Sociedad. – № 28(2). – 2016. – P. 371-385.

Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. London: SAGE Publications, 2007. – 232 p.

Hansen K.A. It’s a Dark Philosophy: The Weeknd’s Intermedial Aestheticization of Violence // On Popular Music and Its Unruly Entanglements. – Springer International Publishing, 2019.

Mann B. How America Justifies Its War: A Modern/Postmodern Aesthetics of Masculinity and Sovereignty // Hypatia. – № 21 (4). – 2006. – P. 147-163.

Marchiori D. Media Aesthetics // Preserving and exhibiting media art, eds. J. Noordegraaf, C.G. Saba, B. Le Maître, V. Hediger. – Amsterdam: Amsterdam University Press, 2013. – P. 81-99.

McGregor R. Art and the Aesthetic // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. – № 32 (4). – 1974. – Р. 549-559.

Rancie`re J. The Aesthetic Dimension // Critical Inquiry. – № 36 (1). – 2009. – Рp. 1-19.

Schiller F. von 1965 On the Aesthetic Education of Man. – New Haven: Yale University Press, 1954. – 128 р.

Zagidullina M. Сreating an atmosphere: media aesthetic analysis of journalistic prospects // Creativity studies. – № 13 (1). – 2020. – Pp. 152-163.

Zubiri X. Sentient intelligence. – Washington: The Xavier Zubiri Foundation of North America, 1999. – 389 p.

Вакулич Н.Р. Образование и личность в современном социокультурном пространстве // Образование в современном мире. – Саратов, 2009. – С. 106-112.

Войтик Е.А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия // Открытое и дистанционное образование. – № 1. – 2013. – С. 26-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18925095 (дата обращения: 20.03.2024).

Выготский, Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: в 2-х т. Т. 2. – М.: Наука, 2007. – 608 с.

Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999. – 655 с.

Киричкова М.Е., Краснощеченко И.П. Образная сфера психики как фокус работы с проблемами клиента в психотерапевтической практике с позиции разных подходов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – Т. 26. № 2. – 2020. – С. 100-106.

Киященко Н. Эстетика – философская наука. – М.: Вильямс, 2006. – 592 с.

Кожемякин Е.А. Дискурс-анализ в современном социально-гуманитарном знании // Человек. Сообщество. Управление. – №3. – 2006. – С. 25-39.

Козырьков В.П. Эстетизация как способ существования современного общества // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. – № 2(87). – 2011. – С. 264-276.

Колодий, В.В. Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики: автореферат дис… канд. философ. наук – Томск, 2011. – 27 с.

Коломиец Г.Г. Эстетика и категория «эстетическое» // Вестник Оренбургского государственного университета. – № 7. – 2007. – C. 115-125.

Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах: Т. I, отв. ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль, 1982. – 636 с.

Лосев А.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5, глав. ред. Ф.В. Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 570-577.

Пименов Н.П. Концепты новых форм политической коммуникации в современной России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – Т. 11. – 2015. – С. 105-111.

Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. Политические исследования. –№ 5. – 1999. – С. 62-75.

Русакова О.Ф., Русаков В.М. PR-Дискурс: теоретико-методологический анализ. ‒ Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, 2008. – 282 с.

Статкевич И.А. Эстетизация как способ освоения реальности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – № 3 (15). – 2009. – С. 78–84.

Уланович О.И., Волкова К.П. Когнитивные механизмы и коммуникативные эффекты технологии медиафреминга в моделировании образа «терроризма/экстремизма» в англоязычной политической коммуникации // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – Выпуск 12. – 2021. – С. 97-107.

Шатунова Т.М. Социально-эстетическая онтология современности: эстетизация и глобализация // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – Т. 149, кн.5 – 2007. – С. 266-280.

Загрузки

Опубликован

2024-06-08

Как цитировать

Уланович , О. . (2024). Эстетизация медиакоммуникации в контексте эстетизации социальной реальности. Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, 147(2), 246–267. https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-147-2-246-267

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ