«Алашординские» частушки: наследие М. Жумабаева в народной памяти


Просмотры: 73 / Загрузок PDF: 81

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7255-2023-145-4-318-331

Ключевые слова:

Казахстан; Акмолинская область; казахи; «бывшие»; «лишенцы»; антисоветский фольклор; «алашординские» частушки; постпамять.
Скачать Скачать PDF

Аннотация

В статье на основе архивных и полевых материалов, собранных в Акмолинской области, дается общее представление о социально-культурной жизни региона в 20-30-е гг. прошлого столетия. Происходивший в указанный период процесс установления новой власти, направленный на исключение из общественной и политической жизни целых групп людей, определяется ею как «бывшие» и «лишенцы». Их сегрегация объяснялась необходимостью формирования нового общества и государства, построенных на основе социальной справедливости.

В Казахстане, оцениваемом в то время, как один из отсталых регионов Востока, в рамках коллективизации и борьбы с кулацко-байскими элементами проводилась конфискация движимого имущества казахов – скота. Его последствием стала, как известно, гуманитарная катастрофа – голод. Ее предчувствие выразилось в антисоветских частушках.

Новизна работы определяется тем, что в научный оборот вводятся тексты антиправительственных частушек указанного периода на татарском (ногайском) и казахском языках. Анализ текста «алашординской» частушки на казахском языке позволил выявить ее связь с творчеством выдающегося казахского поэта – Магжана Жумабаева и предположить происхождение частушки на основе его произведения.

На примере приводимых частушек представляется отношение «бывших» и им сочувствующих к новой власти. Значительная часть «лишенцев» за годы советской власти подверглась физическому истреблению, моральному и психологическому насилию. Но их голос сохраняется в памяти их потомков – постпамяти.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-01-12

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ