Аудитория традиционного искусства в казахской степи


Просмотры: 23 / Загрузок PDF: 12

Авторы

  • Айдос Мақұлбеков Евразийский национальный универстиет имени Л.Н.Гумилева https://orcid.org/0000-0002-2572-3892
  • Гулзада Абдалиева Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-146-1-335-353

Ключевые слова:

aудитория; традиционное искусство; национальная культура; айтыс; социальное явление; кюй; театр; представления; Казахская степь.

Аннотация

В данной статье мы рассматриваем эволюцию формирования зрительской аудитории сценического искусства в традиционном обществе казахской степной цивилизации, связывая ее с древними историческими, культурными и обрядовыми процессами нашего народа, а также с самим зарождением наиболее ранней формы сценического искусства. Будущее совершенствование художественной культуры сегодняшнего зрителя мы рассматриваем исходя из того, что культурная и духовная преемственность между разными поколениями зрителей казахской степи не будет нарушена. Следовательно, становится очевидным, что такая позиция является тенденцией, характерной для мировой истории искусства.

Например, деятельность народного искусства других стран основана на традиционном развлечении собравшихся зрителей. В целом, зарождение искусства тесно переплетено с народным искусством. Они неразрывно связаны и не могут развиваться друг без друга. Это явление подтверждается фактами из истории мирового театра. Имеются все основания прийти к научному выводу, что эта позиция применима и к формированию художественной публики. Можно сказать, что разного рода увеселительные народные игры и праздничные представления, берущие начало в реальных сюжетах кочевой жизни казахского народа, развивались на основе национальных обычаев и были исходным этапом формирования зрителей и слушателей творчества традиционной казахской цивилизации. Рассматривая богатую культурную историю степи, мы считаем, что изучение аудитории исполнительского искусства в традиционном казахском обществе имеет большое научное теоретическое и практическое значение.

Данная проблема пока находится в разряде предметов, не рассматриваемых в рамках научных исследований философии отечественной культуры. Из истории известно, что многовековое культурное наследие степного края и казахского народа имеет разнообразное, богатое содержание и свой собственный неповторимый стиль. Культура играет огромнейшую роль в жизнеспособности любой нации. Если рассматривать идентификацию нации через призму ее вклада в развитие человечества, то национальное искусство является именно тем отличительным признаком, определяющим саму нацию. Таким образом, духовный вклад казахского народа в мировую культуру определяется, прежде всего, его национальным искусством.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Мақұлбеков A., & Абдалиева G. (2024). Аудитория традиционного искусства в казахской степи. Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение., 146(1), 335–353. https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-146-1-335-353

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ