Религиозный компонент в программах дерадикализации и реабилитации последователей и жертв религиозно-мотивированного экстремизма: мировой опыт и Казахстан
Просмотры: 98 / Загрузок PDF: 66
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-147-2-321-341Ключевые слова:
дерадикализация и реабилитация; религиозный компонент; религиозно-мотивированный экстремизм; «поворот к психологии».Аннотация
В статье рассматривается роль религиозного компонента в различных программах дерадикализации и реабилитации последователей и жертв религиозно-мотивированного экстремизма. Автор выделяет три подхода к проведению работы по дерадикализации и реабилитации. Первый подход – модель теологического переубеждения с ключевой ролью религиозного компонента. Второй подход – модель дерадикализации, реабилитации и реинтеграции в европейских странах, в которой религиозная составляющая является незначительной или отсутствует. Третий подход – модель комплексной дерадикализации и реабилитации, где пропорционально представлены все компоненты. Анализ казахстанской программы показал ее общие черты с моделью теологического переубеждения. После проведения гуманитарной операции «Жусан» по возвращению казахстанских граждан из зон террористической активности в Сирии, начался «поворот к психологии», что позволяет говорить об усилении психологической компоненты программы по дерадикализации и реабилитации. В настоящее время в мире осуществляется поиск сбалансированного подхода к дерадикализации и реабилитации, который бы учитывал комплексность факторов радикализации, пол, возраст, жизненный опыт участников программы. Это позволит не только достичь успешной реабилитации и реинтеграции, но и устойчивости к рискам повторной радикализации.
Скачивания
Библиографические ссылки
Bertelsen P. Danish Preventive Measures and De-Radicalization Strategies: The Aarhus Model. // Panorama. Insight into Asian and European Affairs. № 1. 2015.– Рp. 241-253.
Boucek Ch. Extremist re-education and rehabilitation in Saudi Arabia// Bjorgo T., Horgan J.G. Leaving Terrorism behand. Individual and Collective Disengagement. London: Routledge, 2008.
Brown K.E., Mohammed F.M. Gender-Sensitive Approaches to FTF Child Returnee Management, ICCT, 2021. – 23 p.
Cook J., Vale G. From Daesh to ‘Diaspora’: Tracing the Women and Minors of Islamic State. Report of ICSR. – London: King’s College, 2018 – 72 p.
Cook J. Distinguishing Children From ISIS-Affiliated Families in Iraq and Their Unique Barriers for Rehabilitation and Reintegration//Perspectives on Terrorism. ––№3 (17). 2023.– Р. 42- 69.
Dalgaard-Nielsen A. Promoting Exit from Violent Extremism: Themes and Approaches //Studies in Conflict&Terrorism. – 2013.– Р. 99-115.
Ellis B. H., King M., Cardeli E., Christopher E.
Davis S., Yohannes S., Bunn M., McCoy J., Weine S. Supporting Women and Children Returning from Violent Extremist Contexts: Proposing a 5R Framework to Inform Program and Policy Development //Terrorism and Political Violence Mar. 2023. – Р. 425-454.
Horgan J. Individual disengagement. A psychological analysis// Bjorgo T., Horgan J.G. Leaving Terrorism behand. Individual and Collective Disengagement. London:Routledge, 2008. – P.17-29.
Horgan J., Altier M.B. The Future of Terrorist De-Radicalization Programs//Georgetown Journal of International Affairs. № 2 (13). 2012. – Р. 83-90.
Koehler D. Understanding Deradicalization. Methods, tools and programs for countering violent extremism/ London and New York: Routledge, 2017. – 322 p.
Lankford A., Gillespie K. Rehabilitating Terrorists Through Counter-Indoctrination: Lesson Learned from Saudi Arabia Program// International Criminal Justice Review–– 21(2). 2011. – Р. 118-133.
Ndung`u I. and Shadung M. Can a gender approach improve responses to violent extremism. – ISS, 2017. – 18 p.
Rabasa A., Pettyiohn S.L., Ghes J.J., Boucek Ch. Deradicalizing Islamist
Extremists. - Pittsburgh, 2010. – 244 p.
Roy, O. Jihad and Death. The Global Appeal of Islamic State. London: Hurst&Company. 2017. – 159 pp.
«Адресная дерадикализация»: методическое пособие. – Астана, Некоммерческое акционерное общество «Центр поддержки гражданских инициатив», 2017. – 66 с.
Избаиров А.К., Досмагамбетов Е.А., Шауметов А.Ф. Исправление веры в вопросах имана и куфра. – Астана: Некоммерческое акционерное общество «Центр поддержки гражданских инициатив», 2017. – 112 с.
Карин Е. Операция «Жусан». Кого и почему вернули из Сирии? -. – Алматы: Print House Gerona, 2020. – 272 с.
Қойшиева Л. Деструктивті діни ағымдар қызметінен зардап шеккендерге оңалту шаралары//Укрепление светских принципов – основа противодействия экстремистской идеологии .– Караганда, 2018. – С. 19-37.
Раздыкова Г.М. «Деструктивная сущность салафизма»// Укрепление светских принципов – основа противодействия экстремистской идеологии. – Караганда, 2018. – С. 37-39.
Сабдин А. Методическое пособие для специалистов по переубеждению и адаптации приверженцев деструктивных и радикальных идей исламского толка. Теология. – Актобе, 2014. – 60 с.
Сүлейменов Д. Ислам психологиясы. – Алматы: «Самға» баспасы, 2022. –328 б.
Теологические и психологические аспекты дерадикализации и реабилитации лиц, возвратившихся из зон террористической активности (гуманитарная операция «Жусан»): методическое пособие. – Нур-Султан: Общественный фонд «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет», 2019. – 84 с.
Шаповал Ю.В. Подход и опыт Казахстана в Казахстанский подход к реабилитации и реинтеграции репатриантов. – Нур-Султан, 2021 https://documents.sfcg.org/wp-content/uploads/2021/08/KZ-approach-and-experience-in-rehabilitation-of-repatriates-RU.pdf. Дата обращения 02.05.2024.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Юлия Шаповал
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.