Индикаторы модернизации образования Центрально-Азиатского региона Российской империи во второй половине XIX–начале XX вв.


Просмотры: 50 / Загрузок PDF: 51

Авторы

  • Мария В. Рыгалова Алтайский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7255-2021-136-3-74-89

Ключевые слова:

модернизация; Центрально-Азиатский регион Российской империи; система образования; индикаторы модернизации.

Аннотация

Тема изучения модернизации является одной из востребованных среди историков, поскольку в длительном хронологическом охвате включает в себя различные направления общественного развития: демографию, социально-экономическое, политическое, культурное и проч. Центрально-Азиатский регион Российской империи второй половины XIX–начала XX вв. в этом отношении представляет немалый интерес для исследователей, поскольку модернизация окраинных территорий России имела свои особенности, связанные с географическим положением, национальным составом населения, традиционализмом общества. Одним из направлений модернизации является образование. Согласно исследователям, его можно отнести к духовному аспекту модернизации. Исходя из источников, а также особенностей развития окраинных территорий Российской империи, были выделены индикаторы развития образования, которые подробно, на примере областей, охарактеризованы в статье (количество учебных заведений и вовлеченность населения в процесс образования, вовлеченность коренного населения в образование (рассматривается отдельно в силу специфики состава населения, более 50 % которого были инородцы), вовлеченность девочек в образовательный процесс (к этому индикатору также следует относиться с особым вниманием по причине традиционализма общества), индикатор структуры образовательной сети, ее усложнение и расширение, уровень грамотности населения. Анализ совокупности выделенных индикаторов позволяет сделать выводы о том, что российские власти вели политику планомерной модернизации территории, отсутствовала коренная ломка традиционных устоев общества. Это видно из политики в области образования, связанной с устройством школ для инородцев, учебных заведений для совместного обучения инородцев и русских, возможностями получения среднего образования инородцами, в том числе за пределами области. Рост числа учебных заведений, учащихся, расширение сети школ за счет профессиональных учебных заведений являются показателями развития не только системы образования, но и различных отраслей социально-экономической жизни, которые также затронула модернизация.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Как цитировать

Рыгалова, М. В. (2021). Индикаторы модернизации образования Центрально-Азиатского региона Российской империи во второй половине XIX–начале XX вв. Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение., 136(3), 74–89. https://doi.org/10.32523/2616-7255-2021-136-3-74-89

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ