Диалектика, академик и время: к вопросу о диалектике, культуре, статусе университетов и в связи с 25-летием ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Посвящается Ж.М. Абдильдину
Просмотры: 75 / Загрузок PDF: 54
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7255-2021-135-2-100-110Ключевые слова:
теория познания; культура и цивилизация; университет, образование; наука; социум; академик.Аннотация
В статье рассматривается содержательный потенциал диалектики, диалектического мышления для развития культуры, цивилизации и в контексте сферы университетского образования. Осуществляется сравнительный анализ рассудочно-эмпирического и диалектического способов мышления. Рассматривается их связь с возможностями понимания и исследования сути процессуальных явлений, процессуальности как таковой, которые только и могут выражать возможности адекватного понимания познаваемого и получения объективного знания, как в исследованиях, так и в образовательных процессах. Дается анализ специфики рассудочно-эмпирического миропонимания и мироотношения, которая исходит из задач калькирования состояний статики в точках «здесь» и «сейчас» и не обеспечивает рассмотрение происходящего как процессуального по существу. В статье дается характеристика антидиалектическим концепциям и методам, которые основываются на них. Отмечаются концепции в рамках позитивистской традиции с ее современными веяниями - постмодернизм, функционализм, структурализм и др. Показывается, что все формы антидиалектического мышления и методы рассудочно-эмпирического миропонимания ведут к серьезным «мутациям» понимания человека и человечности, ведут к признанию приоритета социумного, потребительского образа общества и соответствующих ему ценностных ориентаций. Реальным вариантом развития социальности (а не социумности), человека, науки, образования, как и всей культуры и цивилизации является адекватное, деятельностное мироотношение и миропонимание. При этом деятельность как основа такого миропонимания и мироотношения не должна быть сведена и понята как совокупность действий, как, например, предлагал понимать социальность М.Вебер. Диалектическое мышление не может допускать отождествление целого с совокупностью его частей, как не может допускать отождествление деятельности с совокупностью тех или иных действий. Диалектика, выступая в одно и то же время логикой, теорией познания и методологией, оказывается серьезной и единственной основой адекватной ориентации человека в мире, которая воспроизводит закономерности целостной деятельности человека в его отношении к миру. При этом речь идет о самой социальной природе человека. Диалектика в условиях современного потребительского общества востребована чрезвычайно мало и недопустимо мало. В связи с этим особое значение приобретают работа и труды философов, которые поддерживают и развивают классическую линию развития философии - линию диалектики. Ее присутствие важно для выживания культуры и цивилизации, для выживания человека и общества, для противостояния потере человека как такового. В связи с этим в статье дается освещение высокой социальной значимости деятельности доктора философских наук, профессора, академика НАН РК Ж.М. Абдильдина, в частности в связи с 25-летием ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва, где трудится ученый (кафедра философии). Отмечается необходимость глубокого освоения диалектики как логики, теории познания и как методологии для развития современной науки и образования, для адекватного понимания и решения стратегических задач современного общества, для сохранения человека и человечности, для развития университетов как храмов науки, образования и культуры в целом
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Нина В. Гусева .
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.