Эстетизация как макропроцесс социокультурной реконструкции современного общества

Научная статья


Просмотры: 49 / Загрузок PDF: 37

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-149-4-257-279

Ключевые слова:

эстетизация; эстетическое; социальная реальность; уровневая модель эстетизации; идеологическая реконструкция общества

Аннотация

Эстетизация – многомерный процесс, происходящий во всех областях социумного пространства и внешне проявляющийся как реконструкция социальных отношений, социальных практик и знаний через придание их формам особой выразительности. Предлагаемые учеными варианты толкования эстетизации основываются, как правило, на исследовании частных проявлений процесса (эстетизация политики, истории, спорта, страданий, насилия, войны и др.). Это порождает фрагментарность и дискретность существующего видения эстетизации и сопутствующее этому непонимание масштаба и глубины происходящих сегодня социальных изменений. Комплексный и междисциплинарный подходы к исследованию эстетизации, обращение к широкому социальному контексту ее проявлений, позволили нам предложить целостное научное понимание явления как макропроцесса. Суть его – в конструировании и продвижении в обществе эстетически привлекательных чувственно-выразительных форм физической и социальной жизни человека и общества, посредством которых аксиологизируется социальное пространство и задается определенный социальный порядок с релевантной для него проекцией мировосприятия и идеологией. В статье представлена и описана модель воплощения эстетизации, в которой мы выделяем четыре измерения в иерархии уровней ее развертывания в социуме: сенсорно-перцептивное, метафизическое, мифогенерирующее и идеологическое. Эстетизация либерализует удовольствие и свободу в чувственном, культивирует иллюзию присутствия, тиражирует в обществе массовые формы псевдобытия, формирует новое мифологическое мышление и, тем самым – новую идеологию. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Arceo C. Aestheticization of violence and politics of perception. Academia Letters. 2021. URL: https://doi.org/10.20935/AL2289 (accessed: 20.06.2024).

Campbell J., Abadie M.J. The Mythic Image. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1981. 552 p.

Dagalp I., Hartmann B.J. From «aesthetic» to aestheticization: a multilayered cultural approach. Consumption Markets & Culture. 2021, № 25 (1). Р. 1-20. URL: https://doi.org/10.1080/10253866.2021.1935900 (accessed: 24.02.2024).

Debrix F. The Sublime Spectatorship of War: The Erasure of the Event in America's Politics of Terror and Aesthetics of Violence. Millennium Journal of International Studies. 2006. Vol. 34(3). P. 767-791. URL: https://doi.org/10.1177/03058298060340031 (accessed: 24.02.2024).

Eagleton T. The Ideology of the Aesthetic. Poetics Today. 1988, No. 9(2). P. 327-338. URL: https://www.jstor.org/stable/1772692 (accessed: 27.02.2024).

Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. London: SAGE Publications, 2007. 232 p.

Gumbrecht H.U. Production of Presence: What Meaning Cannot Convey. Stanford: Stanford University Press, 2004. 180 p.

Hassan P. Organic Unity and the Heroic: Nietzsche’s Aestheticization of Suffering. Nietzsche on Morality and the Affirmation of Life. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 111-130. URL: https://doi.org/10.1093/oso/9780198728894.003.0006 (accessed: 27.02.2024).

Hegel G.W.F. Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus. Werke. Band 1. Frankurt am Main: Suhrkamp, 1979. S. 234-237. URL: http://www.zeno.org/nid/20009176381 (accessed: 20.05.2024).

Jameson F. The Political Unconscious: Narrative as a Socially Symbolic Act. Ithaca London and New York: Routledge Classics, 2002. 312 p.

Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Manchester University Press, 1984. 138 p.

Marchiori D. Media Aesthetics. Preserving and exhibiting media art. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2013. P. 81-99.

Matteucci G. Everyday Aesthetics and Aestheticization: Reflectivity in Perception. Studi di estetica. 2017. IV serie, №7. P. 207-227. URL: https://doi.org/10.7413/18258646013 (accessed: 20.05.2024).

Nietzsche F. Beyond Good and Evil: Prelude to a Philosophy of the Future / Trans. R.J. Hollingdale. London: Penguin Classic, 1990. 240 p.

Schiller F. On the Aesthetic Education of Man. New Haven: Yale University Press, 1954. 128 р.

Welsch W. Aesthetics Beyond Aesthetics: Towards a New Form of the Discipline. Literature & Aesthetics.1997, №7. P. 7-24.

Zagidullina M. Сreating an atmosphere: media aesthetic analysis of journalistic prospects. Creativity studies. 2020, №13(1). P. 152-163. URL: https://doi.org/10.3846/cs.2020.11557 (accessed: 20.04.2024).

Вакулич Н.Р. Образование и личность в современном социокультурном пространстве. Образование в современном мире. Саратов: Саратовский университет, 2009. С. 106-112.

Демидова О.Р. Эстетизация как стратегия мифотворчества: Эмигрантский вариант. Миф и художественное сознание XX века. М.: Канон-плюс, 2011. С. 511-533.

Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. 296 с.

Кожемякин Е.А. Дискурс-анализ в современном социально-гуманитарном знании. Человек. Сообщество. Управление. 2006, №3. С. 25-39.

Козырьков В.П. Эстетизация как способ существования современного общества. Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2011, №2(87). С. 264-276.

Коломиец Г.Г. Эстетика и категория «эстетическое». Вестник Оренбургского государственного университета. 2007, № 7. C. 115-125.

Лосев А.Ф. Эстетика. Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 570-577.

Никонова С.Б. Эстетизация как парадигма современности. Философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре: авторф. дис. … док. философ. наук. СПб, 2013. 43 с.

Никонова С.Б. Язык мифа и миф о языке. Демифологизация модерна и «новое мифологическое мышление». Миф и художественное сознание XX века. М.: Канон-плюс, 2011. С. 629-644.

Розин В.М. Возобновление мифа в эпоху культурных трансформаций модернити // Миф и художественное сознание XX века. М.: Канон-плюс, 2011. С. 132-151.

Русакова О.Ф., Русаков В.М. PR-Дискурс: теоретико-методологический анализ. Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, 2008. 282 с.

Статкевич И.А. Эстетизация как способ освоения реальности. Вестник Нижегородского университета. Серия «Социальные науки». 2009, №3(15). С. 78-84.

Уланович О.И. Эстетизация медиакоммуникации в контексте эстетизации социальной реальности. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение. 2024. Т. 147, №. 2. С. 246-267.

Уланович О.И. Медиакоммуникация в зеркале постмодерна: наблюдения и предположения. Альманах КЛИО. Вып. II. М: Книгодел, 2023. С. 122-130.

Хренов Н.А. От эпохи бессознательного мифотворчества к эпохе рефлексии о мифе. Миф и художественное сознание XX века. М.: Канон-плюс, 2011. С. 11-82.

Шатунова Т.М. Социально-эстетическая онтология современности: эстетизация и глобализация. Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2007, Т. 149. С. 266-280.

Шатунова Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического: автореф. дис. … док. философ. наук: 09.00.11. Казань. 2008. 47 с.

Загрузки

Опубликован

2024-12-24

Как цитировать

Уланович , О. . (2024). Эстетизация как макропроцесс социокультурной реконструкции современного общества : Научная статья . Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, 149(4), 257–279. https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-149-4-257-279

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ