История развития образования в Чешской республике и Казахстане (1990-1999 годы): сравнительно-исторический анализ
Просмотры: 58 / Загрузок PDF: 67
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-7255-2020-131-2-22-35Ключевые слова:
история образования, сравнительно-исторический анализ, Чешская Республика, Казахстан, постсоциалистический периодАннотация
В исследовании проведен сравнительно-исторический анализ развития систем образования в Казахстане и Чехии в 1990-х годах, когда произошел переход этих стран от социалистического к капиталистическому режиму. Сравнительный исторический анализ образовательных реформ двух стран выявил ряд сходных закономерностей и существенных различий в развитии их систем образования из-за многих контекстуальных и структурных факторов и исторических предпосылок. Сравнительный анализ показал, что как в образовательных системах Чешской Республики, так и в Казахстане демократизация, гуманизация и дифференциация были приняты в качестве основных принципов реформ, но эти процессы развивались на разных уровнях и направлениях. В результате было выявлено, что Чешская Республика имела тенденцию к децентрализации и диверсификации школьной системы в постсоциалистическом контексте, делегируя практическую реализацию образовательной политики различным организациям и лоббистским группам, а Казахстан поддерживает высокоцентрализованную систему сверху вниз, что оставляет мало административных, финансовых, управленческих, исполнительных функций для низших структур государственного аппарата и общественности, что ограничивает систему строгим планированием и стандартами.