Философия независимой жизни: состояние инклюзивного образования в Казахстане (обзорный анализ современных исследований)


Просмотры: 148 / Загрузок PDF: 297

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7255-2023-142-1-135-157

Ключевые слова:

Философия независимой жизни; инклюзивное образование; ограниченные возможности здоровья; особые образовательные потребности; ассистивные технологии.

Аннотация

Люди с ограниченными возможностями имеют право на полноценное участие в жизни общества. Философия независимой жизни связана с самоопределением, с тем, чтобы люди с ограниченными возможностями решали, что для них лучше. Для преодоления ими барьеров, существующих в социальном пространстве, необходимы не только пандусы, специальное оборудование и обученный персонал, но и изменение отношения людей. Речь идет не о благотворительности, а о правах. Необходимо принятие соответствующих законов, создание полноценно развитой социальной инфраструктуры и дружелюбной окружающей среды. Авторы статьи рефлексируют над понятием «философия независимой жизни», выделяя его ключевой момент – концептуализацию проблем инвалидности и выстраивания адекватного отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями (ООП). Центральное место в философии независимой жизни занимает инклюзивный подход. Несомненно, проблема адаптации лиц с ООП к системе образования является одним из актуальнейших вопросов в глобальном дискурсе об инвалидности. В то же время, нельзя утверждать, что исследования в области инклюзивного образования получили достаточно широкое распространение в мировом научном сообществе и образовательном пространстве. Существуют огромные различия между национальными уровнями исследований и их интерпретационными рамками. Для выявления состояния инклюзивного образования в Казахстане, авторами предпринята попытка обзорного анализа современных научных исследований в данной области, проведенных отечественными учеными. Кроме того, делается акцент на еще одном важном моменте инклюзивного образования – на ассистивных технологиях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-03-17

Как цитировать

Айнур К. , А., Анар А. , У., & Марал Б. , Ж. (2023). Философия независимой жизни: состояние инклюзивного образования в Казахстане (обзорный анализ современных исследований). Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение., 142(1), 135–157. https://doi.org/10.32523/2616-7255-2023-142-1-135-157

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ