Зикр как психологический способ обрести мистические состояния в суфизме


Просмотры: 38 / Загрузок PDF: 19

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-149-4-359-368

Ключевые слова:

зикр; мистический хал; состояние самосовершенствования; развитие; суфийская медитативная духовная практика; молитвенная формула; прославление Бога
Скачать Скачать PDF

Аннотация

В статье изложены некоторые особенности зикр как один из психологических способов обрести мистические состояния (хал). Как известно, тасаввуф является состоянием самосовершенствования человека (салика) под руководством муршида. Процесс самосовершествования нельзя представить без участия мистического хал. Мистический хал проявляется в виде чувства радости и тоски, покоя и стеснения и входят в сердца (калб) духовных «путников», т.е. саликов. Происхождение мистического хал зависит от Аллаха, только он может дать салику определенный хал. Но есть определенные способы, с помощью которых вызываются мистический хал. При этом нужно учитывать одно обстоятельство, что салик может пользоваться этими способами, но мистический хал он будет ли ощущать в себе или нет зависит от Аллаха. К таким психологическим способам вызова мистических хал относятся зикр, хилват (уеденение), самоъ (танец) и т.д. В данной статье зикр рассматривается как один из психологических способов приобретения мистических хал. Зикр является суфийской медитативной духовной практикой, заключающийся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославления Бога. Зикр в тарикате Накшбандия является основным способом обрести мистические состояния. Мы знаем, что основные солики из разных тарикатов на практике использовали «зикри алония», т.е. зикри жахрия (осуществляется с помощью голоса). Например, в тарикате Ходжа Ахмад Яссавия использовался «зикри арра», т.е. один из видов «зикри жахрия». Как известно, в тарикате Мавлавия, основателем которого является Джалалидин Руми, при осуществлении зикра использовалось самоъ, т.е. мистический танец. Солики некоторые Атрибуты Аллах или калимаи тавхид (Ло илаха иллаллох) пели как песню и танцевали, с помощью которых вызвали в себе мистические состояния. Нужно отметить, что подобную практику проводить было трудно для простого населения.  В тарикате Накшбандия было применено “зикри хуфия”, т.е. зикр осушествляется без применения голоса. Бахоуддин Накшбанд говорил, что есть два вида зикра: зикри жахрия и зикри хуфия. В виду того, что зикри хуфия было лучше, чем зикри жахрия, ученики Накшбандия пользовались зикром хуфия. В чем состоит его психологическое преимущество относительно зикри жахрия? В том, что практику зикри жахрия можно было применять в определенных местах. Зикри хуфия осуществляется при любых условиях. Во-вторых, тот, кто применяет на практике зикри жахрия, сопоставляя себя с теми, которые не делают зикр, у него может возникнуть чувство себялюбия. Это противоречит основным правилам самосовершенсвования. В истории суфизма пишется, что основатель тариката Хожагон Абдухолика Гиждивани учил Хидр алайхиссалам употреблять зикр в нечетном порядке. Гиждивани и его ученики использовали на практике зикри хуфия. Но после него начали применять зикри жахрия. Это было до времени Амира Саида Кулола, к которому обратился его ученик Бахоуддин Накшбанд относительно того, чтобы применять зикри хуфия. Амир Саид Кулол отказался, но не запретил своему ученику пользоваться зикри хуфия. Таким образом, со времен Бахоуддина Накшбанда солики тариката Накшбандия применяет на пратике зикри хуфия. Премущественная сторона зикри хуфия заключается в том, что народ имел возможность применять зикр в любом месте, т.е. на рабочем месте, в путешествии, в семье, там, где он мысленно свободен. Одним словом, солики имели возможность применять зикр постоянно. Это правило является причиной того, что тарикат Накшбандия стал живучим.  

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Akimushkin O.F. (1989). Sufi Brotherhoods: A Complex Knot of Problems. “Trimingham J.S. Sufi Orders in Islam. Translated from English by A.A. Staviskaya, edited and with a preface by O.F. Akimushkin. – M.: Nauka. Main Editorial Board of Eastern Literature, – 328 p. [In Uzbek]

Al-Kolobodiy Shaykh. Tasawwuf sarchashmasi / Arabchadan O. Movlonkul oʼgʼli, M. Otakul qizi tarj.; Masʼul muharrir, soʼz boshi muallifi: N. Komilov. – T.: G. Gʼulom nomidagi adabiyot ashriyoti. [In Uzbek]

Turar Usmon. (1999). Tasawwuf tarihi. – T.: “Istiklol”, – 180-b. [In Uzbek]

Ali-zade A.A. (2007). Khal // Islamic encyclopedic dictionary. – M.: Ansar, S.837. [In Uzbek]

Abu Homid Gazzoliy. (2005) Kimiyoi saodat. – T.: “Adolat”, – 263. [In Uzbek]

Abdulloh Ismatullohozhi. (1994). Bakhouddin Nakshband./ “Goyiblar hailidan yongan chiroklar” kitobida. - T.: “Uzbekiston”, 335 bet. [In Uzbek]

Abul Mukhsin Muhammad Boqir ibn Muhammad Ali. (1993). Bahouddin Balogardon. (Tahrir khayati: A. Rustam va boshk. Forsiydan tarzh. Suzboshi va lugat muallifi Makhmudkhon Makhdum khasankhon Makhdum ugli) – T.: “Yozuvchi”, – 208-b. [In Uzbek]

Abdullo Ismatullo Khozhi (1994). Bakhouddin Nakshband./ “Goyiblar khailidan yongan chiroklar” kitobida. - T.: “Uzbekiston”, 335 bet. [In Uzbek]

Abul Mukhsin Muhammad Boqir ibn Muhammad Ali. (1993). Bahouddin Balogardon. (Tahrir khayati: A. Rustam va boshk. Forsiydan tarzh. Suzboshi va lugat muallifi Makhmudkhon Makhdum khasankhon Makhdum ugli) – T.: “Yozuvchi”, – 208-b. [In Uzbek]

Загрузки

Опубликован

2024-12-14

Выпуск

Раздел

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ